Материалы вебинара «Дистанционное обучение: как провести занятия в Zoom» от 14.10.2020
Текст к презентации вебинара «Дистанционное обучение: как провести занятия в Zoom»
Вступление. Компьютерные дистанционные технологии обучения
Развитие процессов информатизации образования, как и всех сфер жизни общества, показало стремление ученых, педагогов, других специалистов использовать новые средства усиления интеллектуальной деятельности человека, в то же время компьютеризация сформировала новые высокие требования к внутренним механизмам ответственности самого обучающегося за активизацию своей познавательной деятельности.
Внедрение более мощных и совершенных компьютеров
и компьютерных сетей способствует развитию предпосылок необходимости интенсивного развития и внедрения инновационных процессов
в образование, поиска современных технологий обучения, основанных
на самообразовании и проектировании собственной траектории обучения. Развитие сетевых технологий взаимодействия дали толчок к развитию новых технологий обучения – компьютерных дистанционных технологий обучения.
Основные положения и принципы дистанционного обучения
Дистанционное обучение (ДО) – организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе активизации самостоятельной работы обучающегося, для которой характерно следующее: обучающиеся
в основном, а часто и совсем, отдалены от редагога в пространстве и (или)
во времени, в то же время они имеют возможность поддерживать диалог
с субъектами образовательного процесса с помощью различных средств коммуникации. На слайде вы видите трактовку технологии дистанционного обучения в законе «Об образовании» (ст.16)
Коротко основные положения дистанционного обучения можно представлены на следующем слайде.
Основу образовательного процесса дистанционной технологии обучения составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучающегося.
Определяющими индивидуальными качествами обучающихся, использующих технологии дистанционного обучения должны быть: самоуважение; целеустремленность; способность к самоконтролю
и самостоятельной познавательной деятельности.
Остановимся более подробно на возможностях и развитии дистанционных образовательных технологий.
три основных вида технологии дистанционного обучения вы видите
на слайде:
Кейс-технология (КТ); Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать
с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний,
а на их выработку, на сотворчество педагога и обучающегося! Данная технология основана на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов
и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у педагогов. Останавливаться не будем.
TV-технология; - Вид дистанционной технологии обучения, который базируется на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у педагогов. Использование записанных на те или иные носители или транслируемых по радио и телевидению лекций.
TV-технология, как следует из ее названия, основана на использовании телевизионных лекций.
Сетевая технология (СТ). Вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения обучающихся учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между педагогом и обучаемым. К сетевым технологиям относится интернет-технология и технологии, использующие возможности локальных и глобальных вычислительных сетей.
Наиболее перспективное внедрение дистанционных образовательных технологий связано с развитием интерактивного сетевого взаимодействия (видео-конференции, форумы, электронные семинары и другое). Так плавно мы подошли к сервису Zoom
Как вы уже знаете, Zoom — сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и организации дистанционного обучения. Организовать онлайн-лекцию может любой педагог, создавший учетную запись. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут. К занятию может подключиться любой слушатель, имеющий ее идентификатор или ссылку на нее. Вы можете запланировать занятие заранее и сделать повторяющуюся конференцию, чтобы ваши занятия постоянно начинались в определенное время.
Zoom позволяет педагогу вести лекцию с включенной камерой, аудио связью, демонстрацией своего экрана (или отдельного окна, части экрана
и т.п.) и использовать встроенную интерактивную доску. Кроме того, педагог может контролировать подключение и отключение микрофонов обучающихся – это удобно, если во время проведения занятия вам необходима тишина. Но мы рекомендуем предупредить слушателей
о принудительном отключении. В этом случае вопросы от слушателей
вы можете читать в чате конференции. Можно настроить автоматическую запись занятия, чтобы дети, которые не смогли «присутствовать» на занятии, посмотрели лекцию в удобное для них время.
Разумеется, это далеко не все функции Zoom. Сейчас мы не будем говорить о распределении слушателей на удобные группы, в отдельные комнаты, где они будут общаться только друг с другом, не будем говорить
и о виртуальном фоне и о других дополнительных функциях,
т.к. их используют далеко не все. Цель сегодняшнего занятия – познакомить вас с основными методами проведения занятий через Zoom.
Естественно, чтобы провести занятие, нужно к нему подготовиться:
- До начала занятия стоит подготовить свое рабочее место: компьютер или ноутбук, на котором вы будете проводить вебинар, камеру, наушники
с гарнитурой или отдельно микрофон. - Веб-камера необходима с вашего компьютера или ноутбука, чтобы периодически переключаться с показа презентации на общение с детьми, когда вас самого видно. Это повышает вовлеченность детей в занятия
- С рабочего стола вашего ноутбука или компьютера лучше убрать любые файлы и документы, которые нежелательно показывать детям, закрыть все посторонние окна. Так как вы будете расшаривать экран для показа презентации. И можно случайно показать и свой рабочий стол (если вы демонстрируете весь экран).
- Запись лекции должна вестись автоматически, если не сделать свои настройки, то она сохранится на вашем ПК, в папке: C:\Users\Имя-пользователя\Documents\zoom\. Тогда вам нужно убедиться, что на диске
С есть свободное место – минимум 1ГБ. В настройках программы можно установить автоматическую запись в облако (эта функция доступна только для платной версии), что на наш взгляд, намного удобнее (проверьте, достаточно ли у вас свободного места на облаке, возможно, понадобится докупить дополнительно место). Чтобы попасть в настройки нужно
в главном окне программы нажать на иконку шестеренки, выбрать пункт «Запись» и выбрать то, что вам нужно (рисунок 1). Расширенные настройки можно сделать в браузере, войдя в свой аккаунт (рисунок 1 – кнопка «Управление»)
Не проводите занятие через мобильный интернет, лучше вести лекции из дома, где стабильная связь.
- Перед началом занятия (за 15 мин. до начала вебинара) обязательно проверьте свои устройства: хорошо ли все слышно и видно, не нужно ли
что-то поменять. Инструкция по первоначальной настройке оборудования
в Zoom приведена дальше, в этой статьи. - Ваш внешний вид должен быть официальным. Несмотря на то, что вы дома - наденьте свою обычную одежду для работы.
- Проверьте, что вас не засвечивает солнце, не бегают коты, не шумят дети и т.п. Слушатели не должны отвлекаться от обучения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
При проведении лекций в режиме онлайн преподавателю мы рекомендуем учесть следующие моменты:
- Не стоит читать текст со слайдов. Слушатели и так видят его
на экране. - Демонстрируйте дополнительные материалы (по возможности): документы, таблицы, изображения, видео и т.д. Это создаст разнообразие
и будет способствовать вовлечению слушателей в учебный процесс. - Стоит делить информацию на логические блоки, чтобы были четкие рамки. На переходе между темами стоит акцентировать внимание слушателей.
- Лучше избегать монотонности, говорить эмоционально, но без активных движений в кадре, т.к. изображение может передаваться
с задержкой, что может вызвать раздражение слушателей. - Использование анимации на слайдах может «оживить» вашу презентацию. Если очно она только отвлекает, то в вебинаре даст бонус. Аналогично с рисованием на экране или указателем мышки.
- Самостоятельные действия: можно предложить всем открыть ссылку на вашу таблицу или «загуглить» что-то в сети.
КАК СКАЧАТЬ, НАСТРОИТЬ И НАЧАТЬ РАБОТУ С ZOOM ДЛЯ WINDOWS
С помощью скриншотов потараюсь наглядно объяснить, как скачать, настроить и работать.
- При первом запуске программы рекомендуется заходить в Zoom
за 15-20 минут до начала занятия. - Если программа еще не установлена на ваше устройство, тогда скачивайте ее с сайта: https://zoom.us/download
- Запускайте скачанный файл
Дождитесь появления окна программы
- Нажмите на белую кнопку «Войти в»,
- на следующем экране введите информацию:
- В поле «Укажите ваш адрес электронной почты»: введите email вашего акаунта
- В поле «Введите пароль»: введите ваш пароль
Рисунок 4: Окно входа в аккаунт Zoom
После, снова нажмите кнопку «Войти в» (после ввода эл. почты и пароля она станет синей).
Перед вами – главное окно программы Zoom, если у вас еще нет запланированных конференций, вы увидите окно, как на рисунке 5, если же есть мероприятие на текущий день, то оно будет в списке запланированных (рисунок 6), в этом случае для подключения к ней просто нажмите синюю кнопку «Начать» (рисунок 6).
Рисунок 5: Главное окно программы Zoom
Рисунок 6: Главное окно программы (есть запланированная конференция)
Если запланированных конференция нет, то переходите
в меню «Конференции» (рисунок 5), перед вами новое окно (рисунок 7).
Если нажать на первую конференцию - «Мой личный идентификатор конференции», то вы увидите 10-тизначный номер - именно по нему слушатели смогут подключаться к вашим лекциям. Если вы еще не создавали конференцию (или 1-й раз запустили программу), то в списке будет только одна - «Мой личный идентификатор конференции». В этом случае вам нужно создать новое занятие: нажмите на плюс, рядом с пунктом «Записано» (рисунок 7) и выберите первый пункт - «Запланировать конференцию».
Рисунок 7: Окно «Конференции»
В открывшемся, окне заполните информацию как на
рисунке 8. Введите название конференции, далее - выберите пункты:
1) «Повторяющаяся конференция».
2) «Идентификатор персональной конференции» (если вы не планируете больше создавать повторяющиеся конференции на этом аккаунте, если же планируете, тогда выберите первый пункт - «Создать автоматически»).
3) Пароль устанавливать необязательно, но при необходимости - можете ввести.
4) Видеоизображение организатора и участников - «Вкл».
5) «Звук телефона и компьютера».
6) Календарь - выбирайте по желанию.
После этого нажмите на пункт «Расширенные параметры», заполните данные так же, как на рисунке 9. Если вы не планируете вести запись лекции, то можете убрать галочку с последнего пункта. Если вам наиболее удобна запись в облако, а не на ваш ПК, то в последнем пункте отметьте второй вариант - «В облако».
После заполнения всей информации, нажмите на кнопку «Запланировать». Теперь в списке конференций появилась новая, только что вами созданная. По ее идентификатору/ссылке (и паролю, если вы его создали), к конференции и будут подключаться слушатели.
Рисунок 8: Настройка новой конференции
Рисунок 9: Настройка новой конференции
Теперь, выберите в списке созданную вами конференцию. Нажмите на кнопку «Копировать приглашение» (рисунок 10). Теперь вы можете переслать его для ваших обучающихся, чтобы они смогли подключиться к занятию. Как только вы нажмете на кнопку «Начать» - ваша конференция сразу запустится.
Рисунок 10: Копировать приглашение
- Перед вами окна записи и входа в аудиоконференцию (рисунок 11). Выберите пункт «Проверить динамик и микрофон».
Рисунок 11: Первоначальная настройка
- Проведите простую настройку (2 шага, рисунки 12 и 13). Убедитесь, что настройка проведена верно (рисунок 14), после чего нажмите «Войти с использованием звука компьютера», снова нажмите «Войти
с использованием звука компьютера» (рисунок 11).
Рисунок 12: Первоначальная настройка
Рисунок 13: Первоначальная настройка
Рисунок 14: Настройка завершена
- В случае появления окна с предупреждением (рисунок 15), нажмите «Войти в аудиоконференцию». При следующих входах в конференцию с того же устройства повторно производить настройку больше не будет нужно.
Рисунок 15: Окно предупреждения
- Подождите пока к конференции подключатся слушатели. До начала лекции вы можете пообщаться с ними. Откройте первый слайд презентации.
Убедитесь, что иконки микрофона и видео не перечеркнуты, т.е. вас видно и слышно (рисунок 16). Когда все будут готовы к началу лекции, нажмите на панели внизу экрана конференции, всплывающей при наведении на нее курсора, зеленую кнопку «Демонстрация экрана» (рисунок 16).
Рисунок 16: «Демонстрация экрана»
Выберите подходящий вариант. Рекомендуется либо «Экран», либо приложение, в котором открыта презентация лекции. Нажмите кнопку «Совместное использование» (рисунок 17). Все файлы должны быть открыты до начала занятия
Рисунок 17: «Демонстрация экрана»
Демонстрация лекции началась, теперь всплывающее меню находится наверху экрана. Перед тем, как вы начнете, подведите курсор мыши к верхней части экрана вашего устройства, на всплывающей панели нажмите на кнопку «Управлять участниками» (рисунок 18).
Рисунок 18: Управлять участниками
Слайд 16.В открывшемся окне вы увидите список участников конференции. При необходимости, нажмите внизу этого окна кнопку «Выключить звук для всех», чтобы отключить микрофон у слушателей (рисунок 19), т.к. посторонние звуки могут мешать проведению онлайн-лекции.
Если позже возникнет необходимость включить звук, нажмите рядом на кнопку «Включить звук для всех». В открывшемся окне подтверждения нажмите «Да», убедитесь, что пункт «Разрешить участникам включать свой звук» не выбран (рисунок 20).
Лучше оставить окно со списком участников открытым. Во время занятия у детей могут появляться вопросы, которые они будут писать в чате конференции. Обратите внимание на то, что в окне участников, рядом
с именем слушателей, которые написали вопросы в чате, появится иконка
с синей рукой. На камере слушателя тоже будет видна эта иконка (рисунок 20).
Если в чате что-то будет написано, вы увидите уведомление об этом на верхней панели — кнопка «… Подробнее» загорится оранжевым цветом (это означает, что в чате есть текст, который вы еще не прочитали). Для того чтобы прочитать чат, на панели нажмите на кнопку
«… Подробнее», выберите пункт «Чат» (рисунок 21), откроется новое окно,
в котором вы увидите все сообщения (рисунок 22).
Пожалуйста, если вы заметили, что у кого-то появился вопрос, но планируете посмотреть его позже, скажите об этом слушателям.
Рисунок 21: В чате есть одно (1) непрочитанное сообщение
Рисунок 22: Окно чата
Слайд 18. После окончания лекции нажмите красную кнопку «Остановить демонстрацию» (верхняя панель, рисунок 23), попрощайтесь
со слушателями, после чего нажмите «Завершить конференцию» (нижняя панель) – рисунок 24.
Рисунок 23: «Остановить демонстрацию»
Рисунок 24: «Завершить конференцию»
В следующем окне нажмите «Завершить конференцию для всех», чтобы выйти вместе со всеми слушателями (рекомендовано) или «Выйти из конференции», чтобы выйти самостоятельно, в этом случае каждый слушатель завершит свой сеанс сам (рисунок 25).
Рисунок 25: Выход из конференции
- Если в настройках конференции был выбран пункт автоматической записи «Локально» (на ПК), перед вами появится окно «Converting». Дождитесь окончания процесса сохранения записи (рисунок 26),
не закрывайте программу до окончания процесса.
Рисунок 26: Сохранение записи лекции
Перейдите в окно «Конференции», «Записано» (рисунок 27). Нажмите кнопку «Преобразовать», дождитесь окончания процесса. Нажмите кнопку «Открыть», в папке лежат файлы с записью лекции.
Рисунок 27: Запись лекции
- Нажмите на иконку наверху, с правой стороны экрана. Выберите пункт «Выход» (рисунок 28). На этом все, вы провели вашу первую (или уже не первую) лекцию, поздравляем!
Рисунок 28: Выход из программы
ZOOM: ЛАЙФХАКИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Для преподавателей, которые только начинают знакомство с Zoom,
у нас припасено несколько лайфхаков.
В левом нижнем углу панели рядом с камерой нажимаем
на треугольник, выбираем настройки видео, ставим галочку напротив пункта «подправить мой внешний вид». Тогда изображение будет с мягким фокусом, добавляя небольшое размытие в тона кожи и разглаживая морщины, пятна
и другие небольшие недостатки.
И если у вас как на рисунке не проставлена галочка рядом с включить режим HD, то даже с хорошей веб-камерой вы можете удивляться низкому качеству. Лучше эту галочку проставить.
Риски-решения.
В программе Зум предусмотрена довольно интересная функция «Виртуальный фон». Она помещает говорящего человека в видео на какую-либо картинку или видеозапись, заменяя настоящее окружение (комнату
в квартире, студию и т. д.). Причем доступно это всем пользователям бесплатно, без приобретения какой-либо подписки. Достаточно только разобраться, как поменять фон в Zoom на компьютере.
Включить данную опцию выйдет в несколько действий:
- Подключитесь к любой конференции или же создайте свою.
- Кликните на «стрелочку» рядом с иконой для включения
и отключения камеры. - В открывшемся меню нажмите на пункт «Выбрать виртуальный…».
- В результате появится окошко настроек. В нижней его части имеется несколько оформлений, верхний ряд – статичные картинки,
а нижний – с видео. Выберите один из предложенных вариантов.
Поскольку встроенная библиотека сильно ограничена, вы можете использовать и собственное оформление, причем не только картинку, но
и видеоролик. Нажмите на выделенную иконку «плюсика», выберите один из предложенных вариантов, а затем в Проводнике укажите нужный медиафайл.
Если у вас имеется зеленый экран (Грин Скрин), то включите соответствующую опцию в настройках.
Захват фона может производиться некорректно. В таком случае помогите программе:
- Нажмите на отмеченный значок:
- В окошке предпросмотра веб-камеры кликните по фоновому участку.
- При необходимости повторите процедуру.
В ходе конференции в Зуме участники могут выводить на экран разную информацию: демонстрировать картинку со своего экрана (разные программы и видео), статичные изображения, графики, интерактивные элементы, документы и многое другое.
Начните видеоконференцию, пригласите в нее других участников.
- На нижней панели окошка Зума выберите опцию«Демонстрация экрана».
- Еще ее можно вызвать с помощью комбинации Alt+S.
- В разделе «Базовый» выберите окно программы для демонстрации. В нашем случае это PowerPoint.
- Нажмите на кнопку «Совместное использование».
В окошке программы перейдите ко вкладке «Слайд-шоу».
- Выберите режим «С начала».
Если же нажать на «С текущего слайда», то показ начнется с того слайда, который открыт в PowerPoint в настоящий момент.
В результате презентация в конференции Зум будет прикреплена. Она станет видна для всех участников. Листать слайды вы можете самостоятельно кликами мыши, но удобнее это делать с помощью стрелочек на клавиатуре.
А когда вся нужная информация будет показана, остановите демонстрацию, щелкнув на соответствующую кнопку сверху экрана.
Выводить различные документы на общее обозрение может не только организатор конференции. Эта возможность доступна и для других участников, что тоже весьма удобно.
Слайд 26. В ходе видеоконференции на платформе Зум у пользователей появляется множество дополнительных возможностей. Самое интересное, что при включении демонстрации экрана можно разрешить другому участнику двигать курсор мыши, например, для рисования или с какой-либо еще целью.
Сценариев использования этой функции довольно много, особенно
в ходе онлайн-урока (и не только). Так что останавливаться на них смысла никакого нет. Гораздо разумнее сразу же перейти
к ее использованию. Удаленное управление мышью и клавиатурой доступно как на компьютере, так и в мобильном приложении Зум. Правда, во втором случае оно несколько ограниченное.
Чтобы функция передачи управления стала доступной, сначала нужно включить демонстрацию экрана. В результате в верхней части экрана появится новое меню. Оно автоматически прячется, вернуть его выйдет, если навести курсор мыши. Когда в конференции два участника и больше, на этой панели будет отображаться кнопка «Дистанционное управление». Кликните по ней, а затем выберите пользователя, которому предоставляется доступ
к курсору мыши и клавиатуре.
При желании, любой участник беседы может сам его запросить.
Для этого:
- Пусть нажмет на кнопку «Настройки просмотра».
- Затем выберет «Запросить дистанционное управление».
- Кликните по синей кнопке в окне подтверждения.
- Дождется вашего разрешения на это действие. Для этого нажмите на «Утвердить» в появившейся форме.
При необходимости удаленный доступ можно отключить в два простых шага:
- Опять в верхнем меню кликните на пункт «Дистанционное управление».
- Нажмите на красную кнопку «Прервать…».
Теперь человек не сможет двигать курсором или печатать на клавиатуре на том экране, который вы показываете в видеоконференции.
Слайд 27 работа на доске рисования. Ребенку можно дать доступ к управлению
Передать демонстрационное управление и использовать вкладку «Комментировать»
Доски можно делить на несколько секторов, чтобы одновременно работали несколько обучающихся.
Можно создавать неограниченное количество досок, т.е. поработали на одной, потом на другой и т.д.
Ребенок может рисовать, писать текст, разговаривать и т.д. Делаем мышкой, если у ребенка планшет Ленова или ийога можно рисовать пальчиком.
ВАЖНО! Сервис зум не рекомендует регистрировать детей в зум. Рекомендуется использовать ссылку для входа через браузер. Выкладывать эти ссылки в закрытых группах в меседжерах.
Выводы
Компьютерные среды обучения можно рассматривать как особую среду организации мыслительной деятельности субъектов образовательного процесса. Психологам, педагогам и специалистам любых областей хорошо известно получение новых знаний происходит только в процессе собственной деятельности.
Взаимодействия субъектов в компьютерной среде обучения, безусловно, влияет на форму общения педагога и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это существенно изменяет мотивацию обучения, приводит к изменению форм итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ, другое), повышает индивидуальность обучения.