Материалы вебинара «Презентации в Microsoft Power Point – легко и уже не модно» от 20.01.2021
Добрый день, уважаемые коллеги, участники сегодняшнего вебинара в рамках проекта «Открытый формат», Методическая среда для педагогов дополнительного образования.
Сегодня тема нашего вебинара «Презентации в Microsoft Power Point – легко и уже не модно», имеет огромное значение в последнее десятилетие, особенно в современных условиях, с учетом актуализации дистанционного обучения. Однако анализируя опыт педагогов дополнительного образования Московской области, можно прийти к выводу, что далеко не все педагоги используют в учебном процессе интерактивные методы обучения, включая те же самые презентации. А ведь именно презентации меняют характер традиционного учебного занятия, делает его более живым и интересным. Применение презентаций на занятиях способствует расширению общего кругозора обучаемых, обогащает их знания.
Более того, хочется отметить, что современный урок на всех уровнях образованиях не обходится без интерактивных инструментов обучения. Новый материал невозможно донести максимально эффективно без использования визуальных, аудиальных, игровых и других интерактивных инструментов обучения.
Есть две причины актуальности выделенной проблемы: отсутствие желания использовать на своих занятиях современные красивые правильно оформленные презентации и отсутствие необходимых знаний и навыков для создания и использования данных инструментов на своих занятиях.
Думаю, что все слышали о программе Microsoft Power Point, ведь последние 20 лет только она могла помочь в создании презентации.
Идея PowerPoint появилась у Боба Гаскинса, студента университета Беркли, который решил, что наступает век графических интерактивных материалов.
В 1984 году Гаскинс присоединился к провальной компании Forethought и нанял разработчика Денниса Остина. Боб и Деннис объединили усилия и создали программу. Деннис создал оригинальную версию программы с Томом Рудкиным.
1987г. – PowerPoint 1.0 для Apple Macintosh. Он работал в черно-белом цвете. Вскоре появились цветные Macintosh и новая версия PowerPoint.
Позже в 1987 году Forethought и ее продукт были куплены Microsoft за 14 млн долларов. В 1990 году вышла версия для Windows. C 1990 года PowerPoint стал стандартом в наборе программ Microsoft Office.
К слову, презентация – это не только ещё один источник информации. Использование презентации способствует развитию различных сторон психической деятельности обучаемых, и прежде всего, внимания и памяти. Для понимания содержания презентации обучаемым необходимо приложить определённые усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, а интенсивность внимания оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой и зрительный каналы, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления материала. Однако, неправильно подготовленная презентация может негативно сказаться на достижении целей урока.
Отметим, что существует несколько подходов к классификации презентаций.
Презентации можно классифицировать по назначению.
- Учебные презентации. Применяются преимущественно в сфере образования:
во время изложения нового материала, для контроля знаний учащихся,
при самостоятельном освоении учебного материала обучающимися и в других учебных ситуациях. - Научно-исследовательские. Часто такие презентации можно увидеть во время выступлений исследователей. Цель таких презентаций – заявить о своих научных достижениях.
- Портфолио. Обычно это авторские презентации, содержащие перечень достижений автора. На слайдах таких презентаций обычно представлены различные грамоты, свидетельства о публикации и проч.
Исходя из способа изложения учебного материала выделяют 2 вида презентаций:
1) Линейные презентации. Это самый распространённый вид презентаций – они сопровождают лектора, методиста, исследователя. Технически такие презентации выглядят очень просто – слайды последовательно сменяют друг друга: от титульного до последнего. Удобство таких презентаций очевидно – легко выстроить логику повествования и донести материал до учащихся.
Основным недостатком таких презентаций является заданность, невозможность изменить последовательность подачи материала.
2) Нелинейные или интерактивные презентации. Материал таких презентаций предназначен для самостоятельного освоения учеником. Интерактивная подача делает такое изучение наглядным и интересным.
Как правило, нелинейная презентация готовится для изучения конкретной темы
и технически выглядит так: после титульного слайда идёт оглавление, элементы которого являются гиперссылками на определённые подразделы темы; в такой презентации обычно присутствуют задания для самостоятельного выполнения (обычно используются тесты),
а правильные или неправильные ответы сопровождаются обратной связью.
Для того, чтобы презентация была максимально эффективной, при её создании необходимо пройти несколько важных этапов.
1 этап. Формулировка цели презентации
Для того, чтобы добиться от показа презентации максимальной пользы, цель должна быть реалистичной и выражена одним предложением. Обычно цель учебной презентации совпадает с целью урока.
2 этап. Сбор и систематизация материала
На этом этапе очень важно не переусердствовать – материала, конечно, должно быть достаточно для выступления, но помните, что на слайдах должна быть представлена только самая важная информация.
Рекомендуется при подборе материала сразу формулировать те слова или фразы, которые будут вынесены на слайды. Это легко реализовать в виде таблицы, где в левом столбце будет информация, которая будет донесена до зрителей в устной форме,
а в правом – материалы для слайдов (тексты, иллюстрации, схемы и проч.).
3 этап. Разработка концепции презентации
На этом этапе решается, какой вид презентации будет использован (можно взять
за основу классификации, рассмотренные ранее). Например, Вы решаете, что презентация будет учебной линейной и выполнена в программе Microsoft PowerPoint – в этом случае имеющийся материал необходимо выстроить таким образом, чтобы была чётко видна логика изложения, а сама презентация направлена на достижение конкретной педагогической цели.
4 этап. Создание дизайна презентации
При создании первых презентаций можно ограничится выбором готовых шаблонов, позже необходимо придумать свой стиль для презентаций. На этом этапе необходимо решить, какие цвета будут преобладать в презентации, какими будут переходы между слайдами и т.п.
Обычно визуально выделяют: титульный, основной/контентный, слайд-разделитель (используется для визуального отделения блоков презентации) и заключительный слайды.
5 этап. Наполнение презентации
Необходимо перенести на слайды материалы из второго столбца таблицы
(см. 2 этап). Помните, что помимо основного материала, у слайдов должны быть заголовки. Если планируется использование дополнительных графических материалов (например, иконок – стрелок, звёздочек и проч.), то на этом этапе необходимо добавить
их на слайды.
6 этап. Оптимизация текстов и графики
Важно решить, какие из текстовых материалов можно заменить иллюстрациями или схемами. Если текст необходимо оставить, то нужно придерживаться следующих правил:
- большие абзацы текста попробовать сократить или разбить на несколько слайдов;
- не использовать выравнивание по центру для больших блоков текста (читать такой материал очень трудно);
- перечисления лучше представить в виде списков;
- не использовать эффекты анимации к текстам.
Количественные данные можно визуализировать с помощью диаграмм –
это добавит наглядности излагаемому материалу.
7 этап. Вёрстка слайдов
Текстам присваиваются единые виды шрифтов и цветов. Заголовки и тексты выравниваются по направляющим или сетке (чтобы при переходе от одного слайда
к другому тексты не «прыгали», меняя свои позиции). При необходимости к элементам презентации добавляются эффекты анимации (они должны быть оправданы – например, постепенный показ схемы или этапов).
8 этап. Тестирование презентации
На этом этапе необходимо соотнести текст выступления со слайдами.
Проверка презентации в режиме демонстрации позволит проверить удобство работы со слайдами, эффектами анимации.
Существует два основных варианта демонстрации слайдов презентации:
1) переключать слайды будет докладчик (именно этот вариант чаще всего встречается
на учебных занятиях); 2) ответственным за переключение будет ассистент. Во втором случае надо продумать варианты взаимодействия – ключевые фразы или жесты. Иногда для ассистента распечатывается текст выступления, на котором отмечаются места
для перехода к следующим слайдам.
Репетиция презентации перед выступлением позволит избежать неточностей
и ошибок в логике повествования.
Несмотря на то, что презентацию можно выполнить, минуя некоторые шаги, рекомендуем подходить к подготовке презентаций ответственно. Особенно, если речь идёт об учебных презентациях, которые планируется показывать обучаемым.
Для удобства создания презентации предлагаем выделить структурные элементы – модули презентации – они помогут правильно выстроить логику повествования. Эти модули могут присутствовать в презентации в виде отдельных слайдов или их группы, последовательность их использования определяется учителем, в одной презентации
не обязательно должны присутствовать все модули.
Рассмотрим подробно каждый из модулей:
- Титульный слайд. Дизайн такого слайда отличается от остальных слайдов презентации. На нём обычно указываются название презентации и данные
об авторе. Также можно добавить дату демонстрации. Если планируется использовать на слайде текущую дату, то лучше добавить возможность автообновления даты, используя вкладку «Вставка» – «Дата и время».
Не следует загромождать этот слайд другой информацией – это может визуально перегрузить слайд. - Слайд с оглавлением. Такой модуль часто используется в нелинейных презентациях, помогая самостоятельно переходить к нужному разделу презентации. Технически такие переходы реализуются с помощью гиперссылок.
- Организационный модуль. Слайд с информацией о том, что необходимо выключить мобильные устройства, соблюдать тишину, достать тетради, открыть учебники на конкретной странице и т.д. Часто используются информационные изображения.
- План. Слайд, который обычно начинается со слов «Изучив эту тему, Вы узнаете…». Рекомендуем обязательно использовать этот слайд, так как он даёт чёткое представление о том, какую пользу получит человек от работы с этой презентацией.
- Вопрос-ответ. Работа с таким слайдом осуществляется следующим образом:
1) сначала на экране показывается вопрос (крупно в центре экрана), 2) аудитории задаётся вопрос, 3) после получения ответа от аудитории, на экране показывается правильный ответ (по щелчку мыши, можно использовать эффект анимации для привлечения дополнительного внимания). - Повествование. Слайд, наполненный текстовой и графической информацией. Обязательно содержит заголовок и основной текст. Позволяет раскрыть конкретный аспект излагаемой темы. Если информации много, то лучше разделить её на несколько слайдов (для удобства восприятия в заголовке допускается использование слова «Продолжение»).
- Термин. Этот модуль может использоваться для акцентирования внимания
на ключевом термине изучаемой темы. На слайде можно сначала показать термин, спросить у аудитории, как она его понимает, после этого показать определение термина на экране. На слайде больше не должно быть другой отвлекающей текстовой и графической информации. - Сравнение. Слайд или группа слайдов, которая подходит для демонстрации сравниваемых предметов, явлений, точек зрения. Рекомендуется показ сначала одного элемента сравнения, а затем другого. Важно подчеркнуть различия, которые, например, можно визуализировать с помощью таблицы или схемы. Хорошо работает для показа изображений в динамике по принципу «до» и «после».
- Задание. Этот модуль позволяет провести проверку знаний учащихся. Может содержать: текст, изображение, карту, ребус, кроссворд и др.
Также на таком слайде может демонстрироваться проблемное задание. - Тест. а) Может использоваться во время демонстрации линейной презентации –
в этом случае вопрос и варианты ответов показаны на слайде. При нажатии на клавишу выделяется правильный ответ. Важно учитывать: 1 слайд = 1 вопрос. б) Более эффективно использование этого модуля
в мультимедийной нелинейной презентации, которой управляет учащийся. Технически работа выстраивается следующим образом: 1) на экране показан вопрос и варианты ответов; 2) при нажатии на неправильные варианты ответов (реализуются с помощью гиперссылок) учащийся переходит на слайд
с информацией о том, что он ответил неверно и предложением прочитать дополнительный материал или попробовать ответить снова; 3) после нажатия на правильный вариант ответа, учащийся оказывается на слайде, где указано, что он ответил верно. На этом слайде присутствуют гиперссылка для перехода
к следующему вопросу;
Схематично структура такой презентации может выглядеть следующим образом: - Справка. Справочный слайд необходим для получения дополнительной уточняющей информации по изучаемой теме. Может быть скрытым (в этом случае переход к слайду осуществляется посредством нажатия на гиперссылку)
или располагаться после итогового слайда. Последний вариант удобен
при выступлении с линейной презентацией: доклад окончен, впереди вопросы, ответами на которые может служить информация из дополнительных слайдов. - Промежуточный вывод. Используется при демонстрации продолжительной
по времени презентации (20 минут и более), в ходе которой рассматривается несколько вопросов. Промежуточные выводы позволят обобщить данные
и «привести» обучаемых к итоговому выводу. - Разделитель. Слайд-разделитель необходим для разграничения важных информационных блоков одной презентации. На таком слайде может быть показана иллюстрация и текст сообщающий о том, как много уже сделано
и что впереди ещё очень много интересного материала. Разделителями могут быть так называемые «физкультминутки», а на таких слайдах размещены аудио
или видео материалы для проведения гимнастических упражнений. - Итоговый вывод. На этом слайде суммируются промежуточные выводы по теме из которых формулируется единый вывод по всей теме.
- Список источников. Слайд с указанием источников, используемых в презентации. При возможности необходимо указать гиперссылки на эти материалы.
- Домашнее задание. Важный модуль учебной презентации. При изучении объёмной темы можно использовать несколько модулей с домашними заданиями по ходу изложения материала + слайды дублируются перед итоговым.
- Контактная информация. Этот слайд может быть объединён с итоговым и может содержать следующую информацию: ФИО докладчика полностью, должность, адрес электронной почты, ссылки на профили в социальных сетях.
- Итоговый слайд. Есть несколько вариантов содержания этого слайда: а) фраза «Спасибо за внимание»; б) точная копия титульного слайда (в этом случае аудитории будет напомнено, кто выступал и о чём рассказывал); в) контактная информация; г) домашнее задание; в) вопросы для самоконтроля. Визуально этот слайд должен, как и титульный, отличаться от других слайдов презентации.
Рассмотрим пошаговую инструкцию по работе с программой Microsoft Power Point.
ШАГ 1: запуск PowerPoint и создание «пустой» презентации.
Для запуска PowerPoint в современной Windows 10 даже совсем необязательно «отыскивать» его ярлык в меню «ПУСК» — достаточно нажать по значку поиска,
и ввести в строку «power». Далее, если у вас есть эта программа — вы увидите
ее ярлык среди результатов поиска.
Начать создание презентации рекомендуем с «нуля»— так проще будет разобраться
с основными элементами работы (для этого выберите вариант «Пустая презентация»). Если никаких ошибок не возникло и PowerPoint корректно работает, вы должны увидеть документ, состоящий пока что всего из одного слайда (листа).
ШАГ 2: добавление новых слайдов (листов)
Разумеется, презентация (чаще всего) не может состоять из одного листа, и вам понадобится увеличить их количество.
Чтобы это сделать, перейдите в раздел «Главная» (или «Вставка»), нажмите
по инструменту «Создать слайд» и выберите тот вариант компоновки листа, который вам нужен.
Также компоновку листа можно изменить: для этого выберите нужный лист (стрелка-1 на скрине ниже), далее нажмите по инструменту «Макет» (раздел «Главная»)
и выберите новый вариант расположения элементов.
Листы и их номера отображаются на левой панельке. Их также можно поменять местами (при помощи зажатой левой кнопки мыши).
ШАГ 3: выбор темы и ее цветовой гаммы
От оформления презентации зависит чуть ли не половина ее успеха! И в этом плане PowerPoint дает фантазии разгуляться.
Для установки нового оформления презентации — зайдите
в раздел «Конструктор» и выберите одну из тем (там их достаточно много).
Добавлю, что к каждой теме есть также дополнительные варианты оттенков (светлее, темнее). Установить оттенок можно в том же разделе «Конструктор».
Если вы собираетесь распечатывать свою презентацию (или демонстрировать
ее на проекторе) — будьте аккуратнее с выбором цветового оформления.
Например, светло-желтые, розовые, и прочие блеклые цвета могут быть очень плохо видны (особенно если смотреть на вашу работу с некоторого расстояния).
ШАГ 4: работа с текстом
В этом плане работа с PowerPoint мало чем отличается от обычного Word. Выбираете лист, затем блок, и пишите в него нужный текст можно вставить уже заранее подготовленную информацию из того же Word).
Для начала редактирования текста в определенном блоке слайда — просто кликните по нему мышкой.
Обратите внимание, что PowerPoint автоматически проверяет введенный текст
на орфографические и пунктуационные ошибки. Конечно, находит он далеко не всё,
но самые грубые будут подчеркнуты красной волнистой линией.
В большинстве случаев, если щелкнуть правой кнопкой мышки по ошибке — PowerPoint предложит варианты исправления.
Кстати, текст в блоке можно повернуть на определенный угол (или вообще написать его вертикально).
Для поворота текста: сначала выберите блок, над ним появится стрелка
за которую следует «потянуть» в нужную сторону левой кнопкой мышки (блок поменяет свой угол как в примере ниже).
ШАГ 5: вставка картинок, аудио и видео
Для наглядного представления некоторых моментов без медиа контента просто
не обойтись. В PowerPoint есть возможность вставки не только картинок и фото,
но и аудио-, видео-файлов.
Совет! Не вставляйте слишком много картинок на один слайд (лист). Лучше сделайте на 2-3 листа больше и вставьте медиа файлы крупнее (чтобы их было хорошо видно).
И так, для добавления картинки в свою презентацию, перейдите
в раздел «Вставка» и нажмите по инструменту «Рисунки».
Выбранная вами картинка добавится на слайд. Вам останется разместить /
ее в нужном месте и подкорректировать размер (все это делается с помощью мышки).
Далее с помощью мышки расположите картинку (фото) в нужном места, подкорректировав размер.
Что касается добавления видео и аудио: делается это аналогично. Сначала выберите нужный лист, затем перейдите в раздел «Вставка» и кликните по инструменту «Мультимедиа/Видео» (либо «Мультимедиа/Звук»).
Вставка видео или аудио выполняется одинаково
При вставке видео вы можете также как картинку разместить его в нужном месте слайда (а также задать ширину и высоту окна). Обратите внимание, что под видео отображаются спец. кнопки, позволяющие воспроизвести его и настроить уровень громкости.
ШАГ 6: вставка диаграмм, графиков
Диаграммы и графики очень нужны когда требуется показать какую-нибудь зависимость, расчеты, статистику и пр. Для наглядности, в своем примере ниже покажу на круговой диаграмме популярность некоторых программ в сегменте записи видео с экрана.
И так, для добавления диаграмм в презентацию: сначала выберите лист (слайд), затем перейдите в раздел «Вставка» и кликните по инструменту «Диаграмма».
Альтернативный вариант: если у вас на макете листа предусмотрен блок
с диаграммой — можно кликнуть сразу по иконке инструмента.
Далее нужно выбрать вариант диаграммы. Есть самые различные вариант: линейные, круговые, точечные, лепестковые и т.д.
После нужно заполнить небольшую табличку данными. Например, в моем случае это название программы и ее популярность на рынке в своем сегменте.
Сразу же после заполнения таблички вы увидите как на слайде будет построена диаграмма. Разумеется, ее размер (ширину, высоту), дизайн и расположение можно подкорректировать.
ШАГ 7: работа с таблицами
PowerPoint позволяет как создавать таблицы с нуля (прямо на странице слайда), так и вставить уже готовые из Excel. Рассмотрю первый вариант (как наиболее распространенный).
Для таблицы в свою работу: выберите нужный слайд, затем
в разделе «Вставка» нажмите по инструменту «Таблица», и укажите нужное количество строк и столбцов.
Таблица отображается в режиме реального времени.
Далее при помощи мышки вы можете изменить ширину, высоту и расположение таблички на листе (пример ниже).
Заполнять таблицу текстом можно классическим способом:
- вручную, набивая требуемый текст с клавиатуры;
- вставкой (Ctrl+V) из другого документа.
В PowerPoint есть возможность изменить дизайн таблицы (например, была у вас коричневая, а вам нужна оранжевая или синяя...).
Сделать это можно так:
- выбрать нужную таблицу на слайде (кликнув по ней мышкой);
- в верхнем меню перейти по ссылке «Работа с таблицей» (см. стрелку-2 на скрине ниже);
- в подразделе «стили таблиц» выбрать новый дизайн.
ШАГ 8: переходы и анимация
Вообще, анимация и переходы — это далеко не обязательная вещь в презентации. Однако, в некоторых темах позволяет весьма оживить и разнообразить ее.
Для справки! Переход — это то, как появится новый слайд в презентации. Наверное, все видели в различных фильмах как некоторые кадры «растворяются», другие— перелистываются как лист книги, третьи — смещаются в сторону.
И так, чтобы добавить переход, нужно:
- указать лист (слайд);
- перейти в раздел «Переход»;
- выбрать один из переходов (кстати, PowerPoint сразу же покажет, как он будет выглядеть);
- далее нужно указать следующий лист и выбрать переход уже для него (и т.д.).
Анимация — это аналог перехода, только применяется она не к листу (слайду),
а к отдельному блоку (текстовому, картинке, видео и пр.). Т.е. выбрав любой из блоков
на странице и указав вариант анимации к нему — можно сделать
его вращающимся, затемняющимся и т.д.
ШАГ 9: демонстрация (запуск слайд-шоу)
Когда ваша презентация будет готова — запустите ее показ (клавиша F5, или меню «Слайд-шоу/Сначала»). Далее внимательно просмотрите каждый слайд: все ли
с ними в порядке, не «уехала» ли разметка, нет ли каких-то грубых ошибок и пр.
Кроме того, очень рекомендую настроить время показа слайдов. Это может здорово помочь отрепетировать презентацию, улучшить свое выступление и уложиться
в предоставленное вам время.
Настройка времени показа слайдов (репетиция презентации)
Еще пару советов:
- не мельчите! В режиме просмотра слайдов попробуйте отойти от монитора
и посмотреть как будет выглядеть ваши текстовые блоки, фото, видеоматериалы
с расстояния, не нужно ли какие-то блоки разнести и сделать крупнее; - если у вас есть второй компьютер/ноутбук — попробуйте открыть вашу презентацию на нем. Благодаря этому можно "увидеть" некоторые подводные «камни» (как будет выглядеть цветовое оформление вашей работы на другом устройстве, нет ли каких-то не читаемых блоков и т.д.).
ШАГ 10: рецензирование и проверка ошибок. Сохранение
Ну и последний штрих перед сохранением работы — это проверить ее на ошибки
и опечатки (это особенно актуально, если у вас достаточно много текста, сложных терминов и пр.).
Для проверки презентации: перейдите в раздел «Рецензирование» и кликните
по инструменту «Орфография»(либо просто нажмите на клавишу F7).
После чего PowerPoint начнет вам поочередно показывать все найденные ошибки. В конце, когда проверка будет завершена, должно появится окно «Проверка орфографии завершена. Теперь все в порядке!».
Кроме ошибок, рекомендую запустить проверку читаемости (находится в разделе «Рецензирование/Спец. возможности»). Эта проверка способна найти сложные предложения, которые не очень ясны по смыслу, не сочетаемые слова, пропущенные заголовки и пр.
В моем примере PowerPoint как раз нашел пропущенные заголовки...
Обратите внимание, что где-то нет заголовка, где-то использованы английские термины (и следует перепроверить их).
Современный рынок IT-технологий, программ предлагает широкий спектр альтернативных инструментов для создания современной презентации, которая была бы интересна обучающимся.
Так, например сейчас, как никогда, в тренде находится онлайн программа Canva.
Canva – это бесплатный графический редактор, который отлично подходит
как новичкам в дизайне, так и опытным профессионалам. Сервис позволяет быстро
и легко создавать классные посты для социальных сетей, креативные видео, презентации, Сторис для Инстаграма и другие визуальные материалы.
Конечно, все мы сталкиваемся с таким человеческим фактором, как нехватка времени и отсутствие необходимых профессиональных компетенций.
Однако в условиях стремительного развития дополнительного образования, развития технического направления, развития частного сектора экономики, мы осознаем важность обновления содержания программ и технологий преподавания предметов дополнительного образования художественной направленности. К чему и призываем вас!
Для вас мы также приготовили дополнительную информацию по данному вопросу и инструменты, которыми вы сможете овладеть, а также внедрить в свою педагогическую деятельность.
Если будут вопросы, комментарии или предложения, обращайтесь, мы всегда открыты к диалогу и сотрудничеству.