Логотип областного центра развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодёжи

Областной центр развития
дополнительного образования
и патриотического воспитания
детей и молодёжи

Материалы вебинара «Нормативные правовые основы проектирования ДОП художественной направленности» от 10.03.2021

Добрый день, уважаемые коллеги! Рады вас приветствовать
на нашем девятом вебинаре Методической среды для педагогов дополнительного образования в рамках проекта «Открытый формат».

Хотим предупредить заранее, что данный вебинар не является обучающим, а является скорее ознакомительным. Данная тема очень серьезная и обширная, ее невозможно изучить со всех сторон за 40 минут.

Но мы выражаем надежду на то, что вы, коллеги, более подробно познакомитесь со всеми упомянутыми документами в данной презентации, и сможете их самостоятельно применять в своей профессиональной деятельности без труда.

Сегодняшняя тема как никогда актуальна в условиях возрастающей тенденции среди современного общества, которая заключается
в формировании  правокомпетентности.

Сегодня знать свои права и обязанности — это совершенно нормально, даже среди детей. Именно поэтому наличие у педагога правовой компетенции строго обязательно.

К сожалению, как часто это и бывает, запросы современного общества не совпадают с условиями правовой подготовки педагогических работников на различных уровнях образования.

 

 

Актуальность данной темы выражается не только в необходимости создания грамотных дополнительных общеобразовательных программ,
но и в отсутствии понимания педагогами, даже на базовом уровне, как читать и для чего использовать нормативно-правовые документы.

А ведь тем временем и обучающиеся, и их родители в современных условиях гораздо правокомпетентны, нежели специалист в сфере образования.

По-нашему мнению, любой педагогический работник должен знать следующие нормативные-документы, которые стоят в основе правовой грамотности:

  • «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.
    от 17.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...») (Зарегистрировано
    в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)

 

 

Безусловно, надо понимать, что мы с вами не имеем юридического образования для того, чтобы знать досконально каждый документ, который регламентирует деятельность в сфере образования.

К слову, среди нормативно-правовых актов существует определенная иерархическая система, которая дает нам возможность вычленять главное.

 

 

Действие нормативно-правовых актов может распространяться
на нескольких уровнях:

  • федеральный (обязательное исполнение для всех);
  • региональный (распространяется и является обязательными для исполнения для субъектов РФ);
  • муниципальный (распространяется исключительно на жителей определенного городского округа, города, округа или района);
  • локальные правовые акты (узкая направленность в пределах образовательной организации).

 

 

   

 

Федеральный закон «Об образовании РФ» - работает на федеральном уровне и является основным законом, регламентирующий сферу образования на разных ее уровнях. На базе его издаются приказы, письма и другие нормативные правовые акты.

Если более подробно ознакомиться с данным документом, то можно прийти к выводу, что большая часть вводных данных для проектирования дополнительных общеобразовательных программ заключается
в вышеупомянутом законе.

Но для начала, предлагаем вам ознакомиться поближе с данным федеральным законом. Для этого необходимо пройти по активной ссылке, указанной на слайде. Если же не работает, предлагаем вбить в поисковой строке вашего браузера.

Открыв предложенную ссылку, вы попадаете на страницу справочной правовой системы «КонсультантПлюс», здесь вы уже находитесь в содержании Федерального закона «Об образовании в РФ».

Весь закон делится на 15 глав, куда входит 111 статей.

При написании или упоминании той или иной статьи в законе принято сначала называть пункт статьи (если он есть), потом номер статьи, далее главу, где располагается необходимая вам статья.

Перед вами на слайде те статьи, которые, по-нашему мнению, являются основными в работе педагога дополнительного образования.

 

 

 Новая ситуация, новая реальность задают высокую планку для дополнительного образования. Государство признало, что этот тип образования – социальное благо для граждан России, вклад в развитие человеческого капитала, так как в центре системы находится ребенок. Подтверждение этому мы находим в документах Федерального уровня. В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование должно обеспечить непрерывность образования, сопровождая и дополняя все уровни, что в значительной степени обусловлено мировыми тенденциями, требованиями модернизации образования. Эта линия продолжена и в Концепции развития дополнительного образования (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р), где дополнительное образование рассматривается как «системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентноспособность личности, общества и государства». Чтобы определить место и значимость дополнительного образования в системе современного российского образования, еще раз обратимся к его нормативно-правовой базе.

 

 

Все дополнительное образование делится на дополнительное образование детей и взрослых и на дополнительное профессиональное образование.

Дополнительное профессиональное образование нас мало интересует, так как туда входит повышение квалификации
и переподготовка специалистов различного направления.

Нас интересует дополнительное образование детей и взрослых, которое реализует дополнительную общеобразовательную программу двух видов. И здесь, конечно, необходимо быть внимательным и отличать эти два вида.

Здесь деление происходит на дополнительную общеразвивающую программу (реализуется как для детей, так и для взрослых в творческих коллективах, объединениях, кружках и т.д.) и на дополнительную предпрофессиональную программу (реализуется только для детей,
в школах искусств, художественных, музыкальных школах, по окончанию которой выдается удостоверение государственного образца о начальном профессиональном образовании).

 

 

Согласно Федеральному закону «Об образовании РФ» п.1 ст.75, гл.10

Дополнительное образование направлено на:

  • формирование и развитие творческих способностей детей
    и взрослых;
  • удовлетворение их индивидуальных потребностей
    в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также … организация их свободного времени

На все эти тезисы из данной статьи можно и необходимо ссылаться при написании пояснительной записки программы.

 

 

Изучая Федеральный закон «Об образовании РФ», надо понимать, что это далеко не единственный документ федерального уровня, который необходимо учитывать при написании дополнительной общеразвивающей программы. Так, например, согласно Приказу Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» можно выделить следующие главные тезисы для дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности:

«‎Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой
    и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся; выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
    профессиональную ориентацию обучающихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения
    и творческого труда обучающихся;
  • формирование общей культуры обучающихся;
    удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований»

«Занятия в объединениях могут проводиться
по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической)
».

«Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения».

«Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения <4>. Формы обучения
по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации <5>
».

<4> Часть 4 статьи 17 Федерального закона об образовании.

<5> Часть 5 статьи 17 Федерального закона об образовании.

Так же в приказе разбирается порядок проведения занятий
по дополнительным общеобразовательным программам, условия реализации данной программы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

Для общего понимания и облегчения работы по проектированию дополнительной общеобразовательной программы разработана специальная таблица «Нормативно-правовые основы проектирования ДОП». Здесь для каждого структурного элемента программы приведен федеральный документ, на который нужно опираться при разработке программы. Мы рекомендуем также не забывать про нормативно-правовые документы регионального уровня.

 

 

Важно не только учить нормативно-правовые документы при разработке программы, но и их упоминать. Являясь региональным общественным экспертом дополнительных общеразвивающих программ Московской области, часто сталкиваешься с тем, что разработчик программ либо не в том месте упоминают документы, либо не полный список прописывают, а иногда вообще не указывают.

В связи с этим возникает вопрос: на основании чего или
на основании каких документов была разработана программа? 

Список нормативно-правовых документов, на которые автор опирался при проектировании, упоминается непосредственно
в Пояснительной записке.

 

 

Список нормативных документов предлагаем формировать
по уровням, по нисходящей, начиная с регионального уровня, заканчивая локальными нормативными актами.

 

 

Перед вами два основных и, пожалуй, единственных российских электронных правовых справочников, без которых не обойдется работа ни одного правокомпетентного педагога дополнительного образования. Благодаря этим инструментам, можно не только изучать необходимые нормативно-правовые документы, но и следить за изменениями, внесенными в документ, а главное правильно оформить ссылку на той или иной акт.

Совет. Обращайте на дату внесения изменений в документ.

 

 

Таким образом, для того, чтобы у педагога дополнительного образования была сформирована правовая компетентность, он должен эффективно использовать в своей профессиональной деятельности законодательные и иные нормативные правовые документы для решения профессиональных задач.

Полезные ресурсы

Сведения об образовательной организации

Главная

Деятельность

Поиск

Меню