Логотип областного центра развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодёжи

Областной центр развития
дополнительного образования
и патриотического воспитания
детей и молодёжи

Материалы вебинара «Организация проектной деятельности в условиях реализации ДОП» от 21.04.2021

Добрый день, уважаемые коллеги! Рады вас приветствовать на нашем одиннадцатом вебинаре Методической среды для педагогов дополнительного образования в рамках проекта «Открытый формат».

 

Хотим предупредить заранее, что данный вебинар не является обучающим, а является скорее ознакомительным. Данная тема очень серьезная и обширная, ее невозможно изучить со всех сторон за 40 минут.

Но мы выражаем надежду на то, что вы, коллеги, более подробно познакомитесь с данной темой и сможете проектировать без труда.

 

 

Анализ уже существующих дополнительных общеобразовательных программ выявил, что во многих программах проектная деятельность заложена как итоговая, позволяющая оценить результаты обучения. Ребёнку предлагается выполнить, например, дизайн- проект на основе полученных знаний и умений. Однако, в программах не заложен компонент обучения детей ведению этой самой проектной деятельности. Также в программах не прослеживается и возможность обучения учащихся средствами проектной деятельности.

Так же структура и качество самих дополнительных общеобразовательных программах говорит о том, что у педагогов дополнительного образования отсутствуют сформированные проектные компетенции.

Для подготовки педагогов становится актуальной задача определения содержания понятия проектной компетенции и путей её освоения. Актуальна эта задача и для педагогов дополнительного образования, которые имеют возможность разрабатывать содержание своих программ, и успешность которых напрямую зависит от качества образовательной деятельности.

 

 

Для повышения качества проектной деятельности педагога дополнительного образования необходимо конкретизировать понятие «проектные компетенции педагога дополнительного образования» и все сопутствующие понятия по данной теме. Проектные компетенции – это прежде всего комплекс умений и навыков, профессионально-значимых качеств, которые обеспечивают эффективное проектирование образовательного процесса, а также способствуют творческой и инновационной

деятельности педагога. Данные умения и навыки возможно сформировать в рамках непрерывного образования и профессиональной деятельности педагога.

 

 

Каждый педагог должен пронимать, что в рамках профессиональной педагогической деятельности – проектная деятельность является приоритетной. Ведь основные трудовые функции педагога, заложенные в том же Профстандарте, это прежде всего проектирование как «образовательных программ», так и досуговых, организация массовых мероприятий.

И здесь возникает вопрос, что же такое проектная деятельность в широком понимании?

Обобщая весь научный опыт исследователей, можно сделать вывод, что проектная деятельность – это процесс создание нечто нового, ранее не существующего в определенные сжатые сроки, направленное на формирование у обучающихся профессиональных личностных качеств, умений и навыков, необходимых в будущей профессии, которые в первую очередь опираются на интересы и потребности самих учащихся.

 

 

Проект это прежде всего результат проектной деятельности, достижение конечной цели.

Обращаясь за определением термина «проект» в «Толковый словарь русского языка», необходимо упомянуть три варианты истолкования данного понятия: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма;

2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план

Если обратиться к педагогическим научным трудам, то термин «проект» встречается достаточно часто, особенно у современных исследователей.

Проект является результатом проектирования, а под проектированием мы понимаем деятельность, связанную с «промыслеванием, в предельно сжатой характеристике того, что должно быть».

Таким образом, проектирование – это процесс продумывания будущего

результата определенной деятельности и разработки плана по его достижению. Проектирование является частью проектной деятельности.

 

 

Метод проектов – это то понятие, которое отвечает прежде всего на вопрос «каким образом спроектировать?». Чаще всего данный метод используется при работе с учащимися.

 

Метод проектов даёт возможность учащимся активно проявить

себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них

новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

Применение метода проектов связано с большими преимуществами.

Метод проектов способствует успешной социализации учащихся благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно - деятельностный подход к обучению, что приводит
к развитию творческих способностей учащихся. Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, учащимися исходят из своих интересов и степени подготовленности.

Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения
и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.

Работа в группе формирует личность, способную осуществлять

коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.

Метод проектов можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым…практическим результатом, оформленным тем или иным образом» (Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров

/ под ред. Е.С. Полат. – М: Издательский Центр «Академия», 2001. – с.66.).

 

Требования к применению метода проектов в практике обучения:

- наличие значимой исследовательской или творческой проблемы;

- практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов;

- ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную деятельность учащихся;

- структурирование содержательной части проекта;

- использование исследовательских методов.

(Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. – М:

Издательский Центр «Академия», 2001. – с. 66.)

 

 

Каждый проект имеет свой жизненный цикл. При этом любой проект, как образовательный, так и любой другой начинается с концепции, идеи., то есть с инициации. Прежде всего рождается идея. Вы должны задать себе вопрос для кого ваш проект, для чего, какую пользу он несет обществу, чем он отличается от других. Пишите ли вы программу, или разрабатываете проект детьми, организуете культурно-просветительское мероприятие – проект должен отличаться своей новизной, особенной идей.

Далее происходит планирование. При постановке цели, надо учитывать ее четкость, временные рамки, условия реализации, краткость формулировки и ее единоличие. Цель должна быть достижимой. Если это научный проект, то помимо цели должна быть гипотеза, которую есть возможность проверить.

Задачи должны быть реалистичны и выполнимы, направленные на достижение поставленной цели. Также необходимо вычислить все риски, с которыми можно столкнуться при проектировании.

Следующий этап – исполнение. Здесь важно работать сообща, в одной команде. Для этого необходимо создать проектную группу, которая бы занималась проектированием и проектном управлением. Здесь мы сталкиваемся с командным менеджментом и следующим этапом –контроль. Контроль, который должен происходить на всех жизненных этапах проекта, для того, чтобы вовремя нивелировать все риски, возникающие в промежуточных результатах.

Последний этап – завершение и оценка результатов.

 

 

Но какая проектная деятельность может быть в стенах образовательного учреждения дополнительного образования?

Проектная деятельность учащихся в дополнительном образовании значительно менее изучена, в связи с этим выбранная тема является актуальной. Глобальные изменения, происходящие в общественной жизни, требуют развития новых способов образования и педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающихся универсальных умений ставить цели и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Задача учреждения дополнительного образования детей – создать такие условия, чтобы обучающиеся могли совершенствоваться, самореализовываться и самоопределяться.

Этим обусловлено введение в образовательный и воспитательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.

Для детей:

Проектная и исследовательская деятельность учащихся

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся
в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Исследовательская деятельность учащихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Учебный проект или исследование с точки зрения учащегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Развитие субъект-субъектных отношений при использовании проектной деятельности. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель»— «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии проектной деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая — «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников проектной деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

  • гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
  • наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

 

 

В организациях дополнительного образования проектная и исследовательская форма работы с обучающимися должна быть приоритетной. В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы. Выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков и обществ, которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.

Где бы мы ни занимались проектной деятельностью с обучающимися необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной технологией на уровне компетентности.

Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта педагог может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.

Каждый проект должны быть обеспечены всем необходимым:  материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),  информационные  (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),  организационное обеспечение  (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная деятельность учащихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.

Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную деятельность мотивационные механизмы.

Поскольку проведение проектной деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве занятия. Например, проблемное введение в тему занятия, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на занятии, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

 

 

Следующие элементы проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом и вне её:

  • Мыслидеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
  • Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
  • Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
  • Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
  • Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
  • Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности).

 

 

Ведущие компоненты учебно-воспитательной среды учреждений дополнительного образования, реализующих проектную деятельность

В учреждении дополнительного образования детей, реализующего программу развития проектной деятельности обучающихся, выделяются следующие приоритетные формы образовательной и воспитательной деятельности:

Массовые праздники с элементами интеллектуальной деятельности.

Формы образовательной деятельности – участие в работе тематических ознакомительных стендов по разным направлениям науки и техники, мотивирующие конкурсы.

Методы диагностики – фиксация правильного или неправильного ответа на вопросы викторины, правильно или неправильно выполненного действия, награждение сувенирами;

Функции – развитие начальной мотивации к занятиям исследовательской деятельностью или научно-техническим творчеством в области естественных и гуманитарных наук.

Методы освоения материала – включение посетителей в элементарные циклы деятельности в составе предлагаемых конкурсов.

Участники образовательного процесса – учащиеся, педагоги, родители.

В настоящее время в разных городах и селах России стали очень популярны массовые праздники. Почти в каждом населенном пункте стал уже традиционным день города. Проводятся Рождество, Масленица, День знаний и др. Праздники организуются на уровне глав муниципальных образований, на них тратятся значительные деньги, они зрелищны и привлекательны. Наиболее заинтересованными посетителями этих праздников, как правило, становятся дети.

В рамках мероприятий модно использовать элементы традиционной праздничной культуры, нередко к участию в них привлекаются коллективы учреждений дополнительного образования детей, как правило, с песнями и танцами. После таких представлений сверстники и друзья участников коллективов тоже приходят на запись. Эта форма перспективна и для развития начальной мотивации учащихся к интеллектуальной деятельности и научно-техническому творчеству.

Интеллектуальные праздники и проекты, реализуемые на базе учреждения дополнительного образования.

Формы образовательной деятельности – групповой мини-проект, включающий коллективно-распределенные формы деятельности и предполагающий достижение конечного результата в течение нескольких часов, в течение которых проводится мероприятие.

Методы диагностики – защита коллективного проекта перед участниками мероприятия с взаимной экспертизой и экспертизой специалиста.

Функции – приобретение элементарных представлений о норме проектирования или исследования как типов деятельности, освоение элементарных циклов проектирования и исследования.

Методы освоения материала – передача элементарных сведений по тематике мероприятия, включение в проектную деятельность.

Участники образовательного процесса – учаещиеся, педагоги, игротехники.

Участие происходит в основном в командной форме. На мероприятия приглашаются мотивированные школьники вместе с педагогом, предварительно сообщаются тематика и основные правила участия в мероприятии. В рамках последнего обучающиеся выполняют и представляют групповой исследовательский или творческий проект, задания по которому получают, как правило, прямо перед началом. При этой работе ребята на практике осваивают элементы методологии проектирования, исследования, творческого поиска. Такие проекты служат отличным способом мотивации и творческой инициации в области интеллектуальной деятельности.

Занятия учебных групп дополнительного образования с элементами проектной и исследовательской деятельности.

Формы образовательной деятельности – классно-урочная аудиторная форма, групповые тематические занятия.

Методы диагностики – контрольный тест, зачет, экзамен.

Функции – освоение основного содержания образовательной программы дополнительного образования, мотивация к дальнейшей творческой работе в избранном направлении.

Методы освоения материала – трансляция материала образовательной программы, организация индивидуализированных форм работы.

Участники образовательного процесса – учащиеся, педагоги.

В процессе занятий учебных групп происходит освоение основных знаний о предмете деятельности и развитие техник работы с реальными объектами. Программы дополнительного образования с элементами проектной и исследовательской деятельности реализуются в различных направленностях дополнительного образования, имеют разные сроки и уровни, которые рассчитаны на детей от 6 до 18 лет с разными способностями и стартовыми возможностями.

В рамках программ дополнительного образования широко применяются такие формы организации учебной деятельности как теоретические и семинарские занятия, практикумы, экскурсии, а также выезды и экспедиции в каникулярное время.

Экскурсионные и экспедиционные выезды, реализующие исследовательские программы.

Формы образовательной деятельности – работа автономной группы учащихся по образовательной программе выезда, посещение профессиональных учреждений и организаций, реальных объектов природы.

Методы диагностики – сообщение учащегося о характере и объеме собранного материала, основных результатах работы в поездке.

Функции – расширение границ образовательного процесса, включение в него реальных объектов природы, культуры, социума, профессиональной деятельности.

Методы освоения материала – практическая ознакомительная, поисковая, проектная, исследовательская деятельность на реальных объектах.

Участники образовательного процесса – учащиеся, педагоги, ученые, специалисты профильных учреждений.

Подобные выезды, как правило, включаются в программы дополнительного образования, но, по сути, являются самостоятельной формой образовательной работы, которые имеют самостоятельный смысл, функции, критерии оценки результативности. Они характерны, прежде всего, тем, что в них собирается экспериментальный материал для проведения собственных исследований. Объект исследований всегда реальный, а не подготовленный в лабораторных условиях специально для определенной цели. Такие объекты предполагают возможность влияния на объект исследования самых разных факторов, не известных также и руководителю, что требует постоянной аналитической работы и развивает личностный контакт обучающихся и руководителя.

Работа осуществляется по специальным программам экспедиционных выездов, которые включены в учебный план учреждения и интегрированы в образовательные программы дополнительного образования по направленностям.

Индивидуальная работа с учащимися по выполнению исследовательских работ разного уровня.

Формы образовательной деятельности – групповые индивидуальные занятия, консультации, совместное с педагогом проектирование и планирование работ.

Методы диагностики – внутренняя совместная с педагогом экспертиза хода и результатов выполнения работы.

Функции – освоение нормы полного цикла исследовательской или проектной деятельности, самоопределение по отношению к проектированию и исследованию, становление исследовательских способностей, самоопределение по отношению к будущей профессиональной деятельности.

Методы освоения материала – погружение в творческий исследовательский проект.

Участники образовательного процесса – учителя, педагоги, научные руководители, учащиеся, родители.

Такая работа ведется, начиная со второго уровня образовательных программ в рамках индивидуально-групповых занятий и, в свою очередь, имеет несколько уровней:

- выполнение исследовательской (или реферативной с элементами исследования) работы, которая при реализации образовательной программы с элементами исследований является обязательной для каждого обучающегося. Такая работа защищается, как правило, в рамках семинара учебной группы и требует минимального консультирования со стороны педагога. Основная функция – приобретение навыка (при консультационной поддержке педагога) выстраивания структуры работы, овладение методикой сбора экспериментального материала; представления работы в соответствии с требованиями;

- к участию во внешних конференциях требуется более серьезная подготовка, прежде всего, со стороны педагога, поскольку такое представление предполагает оценку внешними экспертами качества руководства исследовательскими работами в его учебной группе. При этом педагог должен выявить и смотивировать обучающегося на высказывание самостоятельной точки зрения относительно выстраивания им хода выполнения работы и подготовить к ответу на неожиданные вопросы, которые ставят ребенка на позицию самостоятельного исследователя;

- при подготовке ребят, способных претендовать на призовые места на конференциях достаточно высокого уровня требуется самостоятельность и оригинальность мышления, самостоятельное выдвижения гипотез, наличие собственных идей относительно изменения хода или методик эксперимента непосредственно в ходе его осуществления;

- и, наконец, осознанное решение продолжить образование в высшем учебном заведении избранного профиля; готовность приложить для этого соответствующие усилия, изменить свою жизнь, привычки определяет состоявшееся самоопределение обучающегося в поле профессиональных возможностей.

Важным фактором развития субъектной позиции является вовлечение учащихся в систему организации, подготовки и экспертизы конференций (как это происходит, например, на Всероссийских юношеских чтениях им. В.И.Вернадского). В процессе взаимодействия со сверстниками из других образовательных учреждений и городов ребята получают возможность взглянуть со стороны на собственные исследования, более полно выявить их смысл для себя лично.

В процессе выполнения исследовательских задач на каждом уровне происходит поэтапное погружение обучающихся в соответствующую проблематику, в процессе которого происходит (в соответствии со склонностями и способностями) повышение мотивации учащихся к изучению предмета, освоение материала, выход на индивидуальные проекты, решающие поставленные проблемы. На каждом уровне освоения (от начальной мотивации до проектирования собственной образовательной траектории) реализуются свои специфические формы участия, в которых обучающиеся контактируют со специалистами (от педагога дополнительного образования до научного сообщества) при решении проблем соответствующего уровня. Происходит социализация обучающихся в соответствующем профессиональном сообществе, расширение количества контактов с разными участниками как внутри сообщества, так и вне его.

Конференции и конкурсы.

Формы образовательной деятельности – представление законченной исследовательской работы или проекта, участие в культурно-образовательной программе мероприятия.

Методы диагностики – внешняя экспертиза качества выполненной работы.

Функции – освоение нормы презентации творческой работы; включение в профессиональное сообщество в области выполненной работы, профессиональное самоопределение.

Методы освоения материала – включение в профессиональную тематическую дискуссию.

Участники образовательного процесса – обучающиеся, педагоги, эксперты-специалисты в профильных областях науки и техники.

Семинары, научно-практические конференции и конкурсы, спортивные соревнования – формы презентации результатов работы обучающихся в группах дополнительного образования. Важно, что при этом происходит выход обучающихся за рамки своей группы или учреждения, они общаются со сверстниками и педагогами из других учреждений, приглашенными экспертами, сверстниками.

 


 

Проектная деятельность обучающихся в учебно-воспитательном процессе, направленная на обеспечение его качества, интегрирующая в себе познание, труд и общение, носящая творческий и исследовательский характер, предполагающая индивидуальные и коллективные формы организации, характеризующаяся получением определенного продукта и изменениями в субъектах проектирования, сообразна сущности жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей.

Педагогические возможности проектной деятельности обучающихся в учреждении дополнительного образования реализуются, если:

- содержание этой деятельности отражает разнообразие интересов подростков, их возрастные и индивидуальные особенности, социально и личностно значимые для них проблемы, актуальные проблемы жизнедеятельности коллектива, профессиональные интересы педагогов;

- организация этой деятельности обеспечивает обучающимся ситуации:

1)       выбора направленности и форм деятельности;

2)       проявления самостоятельности и активности;

3)       ознакомления с технологией проектирования и ее освоения в процессе деятельности;

4)       оценки своей деятельности как вклада в создание общего социально значимого объекта, интегрирующего результаты индивидуальных и групповых проектов;

5)       рефлексии, коллективных обсуждений, экспертной оценки и общественного признания результатов проектной деятельности.

- педагоги:

1)       осознают особенности этой деятельности, владеют технологией ее осуществления, методиками педагогического сопровождения;

2)       знают психологические особенности подросткового возраста, изучают потребности каждого подростка, среду их жизнедеятельности, отслеживают личностные и субъектные изменения в подростках;

3)       владеют разнообразными социальными ролями во взаимодействии с подростками;

4) разрабатывают авторские образовательные программы, включающие проектную деятельность как основной компонент образовательного процесса.

 

Полезные ресурсы

Сведения об образовательной организации

Главная

Деятельность

Поиск

Меню